Борьба с незаконным оборотом наркотиков осложнена тем, что участ-ники наркомафии в погоне за наживой на здоровье и благополучии наших сограждан постоянно создают и распространяют новые пагубные одурмани-вающие вещества, не включенные в Перечень наркотических средств, психо-тропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Данный Перечень утверждается Правительством Российской Федерации. Отсутствие новых психоактивных веществ в Перечне исключает возможность привлечения наркодельцов к установленной законом ответ-ственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а исследование этих веществ и решение вопроса об их включении в Перечень занимают достаточно большой период времени, в течение которого производится выброс веществ на преступный рынок.
Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ, вступившим в силу с 1 февраля 2015 года, в действующие законодательные акты Российской Феде-рации внесены изменения, направленные на исправление данной ситуации.
Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных ве-ществах» дополнен положениями, раскрывающими понятия «новые потен-циально опасные психоактивные вещества» и «оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ».
Согласно закону новые потенциально опасные психоактивные веще-ства - это вещества синтетического или естественного происхождения, вклю-ченные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, обо-рот которых в Российской Федерации запрещен.
В Реестр включаются вещества, вызывающие у человека наркотическое или иное токсическое опьянение, опасное для его жизни и здоровья, в отно-шении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом.
Решение о включении вещества в Реестр принимается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в настоящее время ФСКН) при получении должностными лицами уполномоченных органов сведение о его потребле-нии, которые должны быть подтверждены результатами медицинского осви-детельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.
Закон запрещает потребление новых потенциально опасных психоак-тивных веществ и их пропаганду.
Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 234.1, предусматривающей уголовную ответственность за незаконные производ-ство, изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, приобре-тение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Рос-сийской Федерации в целях сбыта, а равно незаконный сбыт новых потенци-
ально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Феде-рации запрещен.
Изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об админи-стративных нарушениях, устанавливают административную ответственность за потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ, во-влечение несовершеннолетних в их потребление, а также предоставляют су-ду право при назначении наказания за совершение административных право-нарушений в области законодательства о наркотических средствах лицу, при-знанному больным наркоманией либо потребляющему новые потенциально опасные психоактивные вещества без назначения врача, возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, ле-чение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилита-цию.
Следует отметить, что указанные изменения законодательства Россий-ской Федерации следуют международным правовым актам и законодатель-ной практике, складывающейся в других государствах.
Заместитель межрайонного прокурора
юрист 1 класса Н.Р. Чуракова
Фото из открытых источников.
|