Котельнич крайне богат на здания, которые сохранили свой архитектурный облик. Представители власти и общество активно выступает за сохранение исторически важных строений, их восстановление и облагораживание. Одним из важнейших памятников архитектуры в Котельниче является бывшая школа № 15 - ныне здание школы № 2. Школа является самой старинной в городе. Она была построена еще во времена правления Екатерины II, а открыта – 22 сентября 1790 года.
Разобраться в особенностях постройки и истории школы нам помог преподаватель с педагогическим стажем длиной в 21 год - историк, учитель ОБЖ, истории, экономики и обществоведения, военно-строевой подготовки школы №15 Евгений Иванович Козлов.
Современный облик здания очень отличается от изначального. При возведении училища (До 1825 года - Малое народное училище) была построена только часть, которая находится справа от современного парадного входа в современной школе. Здание было деревянным и небольшим. В 1825 году училище стало Уездным. Для обучения котельничан был куплен еще один смежный дом рядом со зданием училища. Оба здания были снесены и был построен единый деревянный дом на низком каменном фундаменте. Это здание находилось на Богомоловской (ныне Октябрьской) улице. Здание занимало территорию современного правого крыла школы.
В 1892 году Уездное училище было преобразовано в 3-х классное городское. Училище решено расширить: "полукаменный двухэтажный, размером в длину 10 сажен и ширину 7 сажен и поставить его на место здания уездного училища» (Журнал котельничского уездного земского собрания за 1892 г. стр. 202). В процессе строительства было решено сделать здание полностью каменным.
По воспоминаниям Евгения Ивановича, в этом училище недолгое время пребывал его дядя. Так как с этого участка железной дороги и с разъездов приезжало множество детей, было решено построить подвальное помещение, где разместилось общежитие для учащихся. Евгений Иванович рассказал нам о том, что школа некоторое время носила название железнодорожной или транспортной. Это название школа получила в конце 20-х годов XIX века. Часто в газетах можно было прочесть: "Спортсмены транспортной школы...".
В 1912 году было перестроено крыльцо, внутренняя и наружная бетонные лестницы. Со двора был сделан пристрой площадью 56 кв. сажен в 2 этажа. Благодаря пристрою училище приобрело прекрасный зал, более удобное расположение классных комнат с достаточным объемом воздуха. Училище избавилось от закоулков и лестниц с темным ходом, опасных в пожарном отношении.
1914 год - учебное заведение стало именоваться высшим начальным училищем. В это году училище владело разнообразной библиотекой с редкими и ценными изданиями, а также богатым архивом, в котором имелось немало документов о состоянии просвещения в городе и уезде.
В 1917 году училище стало школой.
Во времена Великой Отечественной войны в школе разместился госпиталь, а школа ютилась в разных зданиях. Евгений Иванович заметил, что часть школы располагалась в здании деревянного двухэтажного дома на ул. Карла Маркса. Но, к сожалению, здание не сохранилось.
В 1957 году школа реконструирована, сделан первый пристрой. Второй пристрой был сделан еще через 4 года - в 1961 году. В 60-е годы был открыт первый в городе обелиск учителям и выпускникам, павшим в годы Великой Отечественной войны, а в 2004 на нем появилась мемориальная доска с именами всех погибших. Впервые в городе были созданы Зал боевой славы, Ленинский зал, кабинет военного дела, стрелковый тир, швейный цех.
В подвале школы долгое время размещались слесарная мастерская и мастерская по деревообработке.
В 2009 году школа № 15 была ликвидирована, а здание перешло школе № 2.
Учителя и учащиеся школы, начало 20 века.
|